- ПЛАНИРОВАНИЕ АПК
- , осн. метод регулирования пропорций развития и размещения отраслей АПК. Необходимость П. АПК предопределена тесными межотраслевыми связями в комплексе. Система единого П. АПК, находящаяся в стадии становления, включает разработку Программы научно-технич. прогресса в АПК и его социально-экономич. последствий в предстоящем 20-летии, Ген. схему развития и размещения агропром. произ-ва на 15 лет (по пятилетиям), осн. направления развития АПК на 10 лет, пятилетние и годовые планы. В гос. планы экономич. и социального развития СССР, союзных и авт. республик, краёв , областей с 11-й пятилетки (1981 — 1985) включён раздел "Агропромышленный комплекс". В р-нах разрабатывается сводный план развития РАПО. Планы развития АПК содержат показатели как сводные, так и по отраслям, входящим в АПК (в соотв. подразделах плана). Показатели плана разрабатываются в целом по стране, по мин-вам и ведомствам АПК СССР, по союзным республикам, предприятиям союзного подчинения.
Осн. плановые показатели развития АПК: объём и стоимость конечной продукции, лимиты централизов. капитальных вложений, стоимость осн. фондов, численность занятых, потребление осн. продуктов питания в расчёте на душу населения, балансы сырья и мощностей перерабатывающей пром-сти, обеспеченность специализир. автотранспортом и др. особо важными для сбалансированного развития АПК ресурсами. Ведущую роль играет 5-летний план развития АПК, разработка к-рого основана на демократич. централизме, сочетании отраслевого и территориального принципов управления. Госплан СССР, исходя из долгосрочных перспектив развития нар. х-ва, определяет контрольные цифры пятилетнего плана по темпам роста валовой (товарной) продукции, производительности труда в отраслях АПК, объёмам закупок и поставок в общесоюзный фонд продукции с. х-ва в натуральном выражении, объёмам произ-ва продукции пищ. пром-сти, лимитам материально-технич. ресурсов, капитальных вложений и строительно-монтажных работ. Эти цифры сообщаются союзным и авт. республикам, областям, краям и р-нам. Планы экономич. и социального развития с учётом контрольных цифр, на основе гос. заказа, долгосрочных экономич. нормативов и лимитов ресурсов разрабатываются снизу — в предприятиях и орг-циях АПК. Планы развития АПК служат мощным рычагом ускорения научно-технич. прогресса, оптимизации межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных пропорций, концентрации сил на важнейших участках произ-ва и реализации продукции (см. Программно-целевое планирование). Конечная продукция АПК направляется гл. обр. на личное и обществ. потребление. Поэтому осн. задача П. АПК — обеспечить равенство между стоимостью конечной продукции АПК, направленной на личное и обществ. потребление, и суммой доходов населения и обществ. фондов, выделяемых для приобретения продовольствия и др. видов конечной продукции АПК. Важными являются также пропорции между потребностью и поставкой средств произ-ва в АПК, объёмами конечной продукции и пропускной способностью розничной и оптовой торговли и обществ. питания, потребностями в сырье для пищевой, мукомольно-крупяной, комбикормовой пром-сти и объёмами реализации сырья с.-х. предприятиями, развитием сферы производственно-технич. обслуживания и потребностями отраслей АПК, развитием произ-ва и социальной инфраструктурой. При разработке планов развития АПК учитывается междунар. разделение труда, долгосрочная программа сотрудничества между социалистич. странами (см. Международная социалистическая агропромышленная интеграция).
Для выбора оптим. пропорций разрабатываются экономико-математич. модели развития АПК, его межотраслевых, отраслевых и территориальных звеньев, что даёт возможность выявить варианты, обеспечивающие наиб. эффективное использование созданного производств. потенциала и дополнительно привлекаемых ресурсов.
• Крылатых Э. Н., Пропорции и приоритеты в развитии АПК, М., 1983; Киселев В. И., АПК: совершенствование хозяйственного механизма, М., 1985.
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: В. К. Месяц. 1989.